www.kruizrock.ru

«Интерфакс-Недвижимость»: Изменения в сфере ЖКХ требуют консолидированной позиции всех участников – Андрей Чибис

Речь идет в том числе и о потребителях, говорит замминистра строительства и ЖКХ, главный государственный жилищный инспектор страны

Сфера
жилищно-коммунального хозяйства является единственной отраслью в стране, с
которой каждый человек сталкивается каждый день. О том, как и в какую сторону
меняется отрасль ЖКХ, в интервью "Интерфаксу" рассказал заместитель
министра строительства и ЖКХ РФ, главный государственный жилищный инспектор
страны Андрей Чибис.

Андрей Владимирович, какие изменения в сфере ЖКХ нас ждут в
2017 году?

В
этом году мы впервые будем реализовывать комплексный проект развития ЖКХ и
городской среды. Это важная и масштабная задача, ведь до сих пор в России не
было системного целостного подхода к городской инфраструктуре на всех уровнях:
от модернизации коммунального комплекса до дизайна уличной мебели. Если
говорить про городскую среду, то впервые из федерального бюджета в рамках
приоритетного направления на эти цели выделено значительное финансирование: 20
млрд рублей будут направлены на софинансирование региональных и муниципальных
программ формирования современной городской среды, 500 млн рублей на парки и
скверы в городах с населением до 250 тысяч человек.

На что эти средства должны быть направлены?

Регионам
с бюджетным дефицитом будут выделены средства для софинансирования программ
благоустройства – причем 2/3 от федеральной поддержки будет направляться на
благоустройство дворовых территорий. Безусловно, графики обустройства дворов
должны быть синхронизированы с краткосрочными планами проведения капитального
ремонта и замены инженерных сетей, чтобы в свежеотремонтированных дворах не
проводились никакие строительные работы. Другое важное условие благоустройства
дворов – это участие жителей. При разработке проекта благоустройства двора
собственникам квартир будет предлагаться меню с двумя категориями работ –
обязательный минимум и дополнительные опции. По этому меню жители сами будут
выбирать — проводить только базовые работы или делать расширенный объем
благоустройства, но принимать в проекте активное участие.

Оставшиеся
средства от субсидии (до 1/3 от объема субсидии — ИФ) должны быть направлены на
реализацию знаковых проектов: благоустройство наиболее посещаемых общественных
зон. Эта работа даст мощный импульс и социальному, и экономическому развитию
регионов. Отдельное внимание мы уделяем поддержке малого бизнеса, ведь именно
он станет основным исполнителем работ по благоустройству и основным поставщиком
услуг в обустроенных парках и скверах.

Какие еще изменения нас ждут в 2017 году?

Уже
с 1 января вступил в силу ряд изменений. Во-первых, в части концессионного
законодательства: регион стал третьей стороной концессии, стало возможным
передавать в управление предприятия с долгами или не до конца
зарегистрированным имуществом. В этом случае инвестор берет на себя
обязательства погасить долги и дооформить право собственности на предприятие.
Напомню, в регионах, где уже действуют концессии, сокращаются потери на сетях
(на 18% в теплоснабжении, на 14% в водоснабжении), снижается аварийность (на
47% в теплоснабжении, на 21% в водоснабжении), растет качество услуг и,
зачастую, сокращается объем потребляемых ресурсов за счет внедрения современных
энергоэффективных решений. Поэтому мы стараемся поддержать рост инвестиций в
ЖКХ.

Во-вторых,
в этом году изменится вид платежного документа за ЖКХ.

Вы говорите про изменение структуры оплаты общедомовых нужд?

Да.
С 1 января 2017 года плата за ресурсы, необходимые для содержания дома, была
ограничена нормативом и вошла в жилищные услуги. Это вода, которая нужна для
влажной уборки, электричество для освещения подъезда и работы лифта и так
далее. Раньше плата за эти расходы относилась к категории коммунальных услуг, и
ее размер колебался в зависимости от того, сколько дом реально потребил
ресурсов. Но мы понимаем, что часть такого потребления могла быть связана с
утечкой из-за аварии, или отсутствием приборов учета в каких-то квартирах. То
есть жильцы оплачивали и перерасход своих соседей, и весь небаланс. Сейчас
возможность такого злоупотребления исключена, и управляющие компании (УК)
получили серьезную мотивацию работать над энергоэффективностью, а также
стимулировать установку приборов учета. Одновременно мы дали дополнительные
полномочия управляющим компаниям по фиксации реального количества проживающих в
квартире, но не зарегистрированных людей.

Размер
платы за общедомовые нужды (ОДН) рассчитывается, исходя из норматива, который
установлен в каждом регионе, что позволит собственникам жилья четко понимать,
за что и сколько они платят. Однако, если показатели общедомовых приборов учета
будут ниже норматива, то, по решению собрания собственников, можно продолжить
оплачивать общедомовые траты на электричество и водоснабжение по фактическому
потреблению.

Напомню,
что до 1 июля 2017 года регионы должны актуализировать нормативы, и
корректность их установки будет проверяться органами Жилищного надзора.

Надо
сказать, что это позитивное изменение, ведь именно эта строчка по ОДН
достаточно справедливо вызывала вопросы у многих потребителей, потому что она
не контролировалась и постоянно менялась.

Также
в разделе жилищных услуг платежка по-прежнему будет содержать фиксированную
плату за содержание дома. Оплата за домофон, антенну, шлагбаум включается в
платежку только в случае, если их использование или установка одобрены на общем
собрании собственников.

А как это новшество отразится на платежах?

Во-первых,
платежи станут более предсказуемыми. Во-вторых, по нашим расчетам, общая
квитанция должна снизиться. В Ижевской области, например, стоимость общедомовых
расходов при таком подходе сократилась в 10 раз!

А в целом планируется повышение тарифов на коммунальные
услуги?

На
федеральном уровне создан эффективный механизм защиты граждан от роста тарифа
при помощи установления предельного индекса роста совокупной платы за
коммунальные услуги. Так в первом полугодии 2017 года повышения не будет
совсем, а во втором, в июле, – рост составит в среднем 4% по стране, что ниже
уровня инфляции. Установленный порог в 4% — это некий баланс, направленный на
защиту населения и поддержку развития инфраструктуры.

Кроме
того, сейчас завершается переход на долгосрочное тарифное регулирование:
устанавливается тарифная формула на срок не менее 3 лет, что обеспечивает
гарантию возврата вложенных средств для инвесторов, а для населения – понятную
прогнозируемую динамику изменения тарифов и установку для всех
ресурсоснабжающих компаний целевых показателей повышения качества и надежности
предоставления услуг. Так и в 2014, и в 2015, и в 2016 году тарифы за
жилищно-коммунальные услуги не превышали инфляции. При этом была введена
жесткая и прозрачная процедура "преодоления" ограничений в отдельных
муниципалитетах взамен на новую услугу или инвестиции в качество, при согласии
местных депутатов. То есть если появляется новая услуга, например,
централизованное водоснабжение и водоотведение, которые до сих пор есть не во
всех наших городах, то платежка, конечно, вырастет. Раньше люди просто не платили
за воду и канализацию, а теперь будут.

Много говорилось о планах создать систему прямых договоров
потребителей с ресурсоснабжающими организациями. На какой стадии сейчас
находится данный законопроект? Что мешает его принять?

Исключение
посредников при расчетах потребителей и ресурсоснабжающих организаций, на наш
взгляд, — важнейшее решение, которое непосредственно скажется на повышении
платежной дисциплины. Порядка 40% долгов в сфере ЖКХ сегодня составляет
задолженность управляющих компаний перед поставщиками коммунальных ресурсов. То
есть граждане платят, а до ресурсников средства не доходят.

Мы
считаем, что на счет самой УК должны поступать только деньги за ее услуги:
уборку подъезда, текущий ремонт и так далее. А оплата за воду должна
зачисляться на счета водоканала, за отопление — теплоснабжающей компании.
Прямые расчеты с поставщиками позволят вывести из оборота управляющих компаний
значительный объем не принадлежащих им средств. Как следствие, с рынка уйдут
УК, заинтересованные не в управлении недвижимостью, а в обороте денежных
средств.

Если
говорить глобально, то, когда ресурсоснабжающие организации начнут своевременно
получать весь объем платежей, они смогут и больше средств направлять на
модернизацию сетей, что скажется на росте качества предоставляемых ими услуг.

Здесь
стоит отметить, что для собственников нововведение не потребует дополнительных
действий: ни заключения договора, ни усложнения процедуры оплаты. Одновременно
с переходом на прямые расчеты будет внедрен единый платежный документ, который
соберет все платежи за ЖКХ.

Какие еще изменения в сфере ЖКХ ожидаются, которые, скажем
так, люди "почувствуют"?

Также
с 1 января появились штрафы в пользу потребителя за неправильно выставленную
квитанцию. Теперь, помимо перерасчета, потребителю будет выплачиваться 50% от
суммы превышения. Компенсация будет предоставлена за счет пересчета и
уменьшения размера платы за коммунальные услуги. Для наглядности штраф будет
отражен в платежном документе отдельной строкой.

Несколько
позже вступят в силу изменения, согласно которым будет упрощена процедура
изъятия дома из управления при неоднократном невыполнении управляющей компанией
своих обязанностей. Одновременно с этим планируется упростить процедуру
проведения собрания собственников многоквартирного дома. Мы предлагаем
следующий механизм: одно помещение (то есть одна квартира) — один голос.

Другим
нововведением, которое будет разработано в 2017 году, станет внедрение
стандартов качества управления многоквартирными домами. Здесь мы говорим именно
о качественных показателях работы УК: наличие дистанционных каналов для общения
с потребителями, время реагирования на обращение потребителя, внешний вид
сотрудников и так далее. Введение стандарта поможет повысить уровень сервиса
управляющих компаний, так как его соблюдение будет лицензионным требованием, за
нарушение которого компания будет лишаться права управлять домом, а если таких
домов будет более 15%, то и лицензии.

Не боитесь создать дефицит на рынке УК?

Не
боимся, потому что все больше предпринимателей осознают, что управление жильем
— это прибыльный рынок. Как только освободится ниша, и с рынка уйдут
недобросовестные УК, их место займут другие. А система ГИС ЖКХ даст возможность
компаниям конкурировать за клиента. Кстати, по данным социсследований сегодня
уже 45% населения участвует в принятии решений по управлению своим домом, почти
20% активно пытаются заниматься управлением дома. Тема капитального ремонта
доказала, что собственники могут быть очень инициативными: постоянно растет
доля собственников, выбравших для накопления специальный счет. А это значит,
что граждане готовы брать на себя ответственность в решении такого важно
вопроса.

Вы вспомнили про капремонт. Как обстоят дела в этой сфере?

Как
вы знаете, собираемость взносов на капитальный ремонт растет, по данным на 1
декабря 2016 года, она превысила 83%. В этом году мы рассчитываем, что по
программе капремонта будет отремонтировано порядка 40 тыс. многоквартирных
домов на сумму в 180 млрд рублей. Это колоссальная сумма, которую раньше
никогда не тратили на ремонт домов. Как я уже сказал, программа сделала людей
более инициативными: собственники начали понимать, что ремонт улучшает и
качество жизни в доме, и стоимость их жилья. И сегодня собственники уже хотят
знать: как ускорить проведение работ, как использовать более современные и
энергоэффективные технологии, можно ли взять кредит или, наоборот, приумножить
средства на капремонт за счет размещения на депозите.

Что
касается нововведений, то уже начала действовать норма, согласно которой
средства, собираемые в текущем году, должны быть направлены на ремонт до его
окончания. Невыполнение этой нормы теперь означает прямое нарушение
федерального законодательства.

Как обстоят дела с внедрением новой системы ТБО? Начнет ли
действовать система с 1 января 2017 года?

Она
поэтапно запускается и мы уже видим первые результаты. В четырех регионах (В
Ивановской и Астраханской областях, Камчатском и Краснодарском краях) разыграны
конкурсы и выбраны региональные операторы. Напомню, такие операторы должны
появиться во всех субъектах до мая 2018 года. Предложения об установлении
единого тарифа на вывоз твердых бытовых отходов (ТБО) должны быть направлены в
органы регулирования не позднее 1 июля 2018 года. Завершить переход планируется
к 1 января 2019 года. Новая система позволит стимулировать переработку
образующихся коммунальных отходов, обеспечить контроль их потоков, что
автоматически повысит инвестиционную привлекательность отрасли и улучшит
экологические показатели регионов.

Мы
мониторим процесс запуска и поддерживаем регионы, переход к новой системе
обращения с твердыми коммунальными отходами (ТКО) сопровождается
консультативной и методической поддержкой со стороны Минстроя России.

 «Интерфакс-Недвижимость»

Рейтинг: 
0
Оценок пока нет

Интересно

Более 200 предложений экспертов были учтены в сводах правил по высотному строительству
Степень готовности редакций сводов правил (СП) по пожаробезопасности, эксплуатации, застройке и планировке территорий высотных сооружений обсудили на заседании Комиссии по высотному строительству Общественного совета при Минстрое России, прошедшем 8 декабря при участии замдиректора Департамента градостроительной деятельности и архитектуры ведомства Александра Степанова. Александр Степанов отметил значимый вклад экспертов Комиссии в разработку сводов правил, подчеркнув, что вынесенные предложения будут учтены в последней (т...

Опрос

Есть ли у вас баня?
Да, есть
29%
Нет, но хочу построить
57%
Нет
14%
Всего голосов: 7