www.kruizrock.ru

«Интерфакс-Недвижимость»: Изменения в сфере ЖКХ требуют консолидированной позиции всех участников – Андрей Чибис

Речь идет в том числе и о потребителях, говорит замминистра строительства и ЖКХ, главный государственный жилищный инспектор страны

Сфера
жилищно-коммунального хозяйства является единственной отраслью в стране, с
которой каждый человек сталкивается каждый день. О том, как и в какую сторону
меняется отрасль ЖКХ, в интервью "Интерфаксу" рассказал заместитель
министра строительства и ЖКХ РФ, главный государственный жилищный инспектор
страны Андрей Чибис.

Андрей Владимирович, какие изменения в сфере ЖКХ нас ждут в
2017 году?

В
этом году мы впервые будем реализовывать комплексный проект развития ЖКХ и
городской среды. Это важная и масштабная задача, ведь до сих пор в России не
было системного целостного подхода к городской инфраструктуре на всех уровнях:
от модернизации коммунального комплекса до дизайна уличной мебели. Если
говорить про городскую среду, то впервые из федерального бюджета в рамках
приоритетного направления на эти цели выделено значительное финансирование: 20
млрд рублей будут направлены на софинансирование региональных и муниципальных
программ формирования современной городской среды, 500 млн рублей на парки и
скверы в городах с населением до 250 тысяч человек.

На что эти средства должны быть направлены?

Регионам
с бюджетным дефицитом будут выделены средства для софинансирования программ
благоустройства – причем 2/3 от федеральной поддержки будет направляться на
благоустройство дворовых территорий. Безусловно, графики обустройства дворов
должны быть синхронизированы с краткосрочными планами проведения капитального
ремонта и замены инженерных сетей, чтобы в свежеотремонтированных дворах не
проводились никакие строительные работы. Другое важное условие благоустройства
дворов – это участие жителей. При разработке проекта благоустройства двора
собственникам квартир будет предлагаться меню с двумя категориями работ –
обязательный минимум и дополнительные опции. По этому меню жители сами будут
выбирать — проводить только базовые работы или делать расширенный объем
благоустройства, но принимать в проекте активное участие.

Оставшиеся
средства от субсидии (до 1/3 от объема субсидии — ИФ) должны быть направлены на
реализацию знаковых проектов: благоустройство наиболее посещаемых общественных
зон. Эта работа даст мощный импульс и социальному, и экономическому развитию
регионов. Отдельное внимание мы уделяем поддержке малого бизнеса, ведь именно
он станет основным исполнителем работ по благоустройству и основным поставщиком
услуг в обустроенных парках и скверах.

Какие еще изменения нас ждут в 2017 году?

Уже
с 1 января вступил в силу ряд изменений. Во-первых, в части концессионного
законодательства: регион стал третьей стороной концессии, стало возможным
передавать в управление предприятия с долгами или не до конца
зарегистрированным имуществом. В этом случае инвестор берет на себя
обязательства погасить долги и дооформить право собственности на предприятие.
Напомню, в регионах, где уже действуют концессии, сокращаются потери на сетях
(на 18% в теплоснабжении, на 14% в водоснабжении), снижается аварийность (на
47% в теплоснабжении, на 21% в водоснабжении), растет качество услуг и,
зачастую, сокращается объем потребляемых ресурсов за счет внедрения современных
энергоэффективных решений. Поэтому мы стараемся поддержать рост инвестиций в
ЖКХ.

Во-вторых,
в этом году изменится вид платежного документа за ЖКХ.

Вы говорите про изменение структуры оплаты общедомовых нужд?

Да.
С 1 января 2017 года плата за ресурсы, необходимые для содержания дома, была
ограничена нормативом и вошла в жилищные услуги. Это вода, которая нужна для
влажной уборки, электричество для освещения подъезда и работы лифта и так
далее. Раньше плата за эти расходы относилась к категории коммунальных услуг, и
ее размер колебался в зависимости от того, сколько дом реально потребил
ресурсов. Но мы понимаем, что часть такого потребления могла быть связана с
утечкой из-за аварии, или отсутствием приборов учета в каких-то квартирах. То
есть жильцы оплачивали и перерасход своих соседей, и весь небаланс. Сейчас
возможность такого злоупотребления исключена, и управляющие компании (УК)
получили серьезную мотивацию работать над энергоэффективностью, а также
стимулировать установку приборов учета. Одновременно мы дали дополнительные
полномочия управляющим компаниям по фиксации реального количества проживающих в
квартире, но не зарегистрированных людей.

Размер
платы за общедомовые нужды (ОДН) рассчитывается, исходя из норматива, который
установлен в каждом регионе, что позволит собственникам жилья четко понимать,
за что и сколько они платят. Однако, если показатели общедомовых приборов учета
будут ниже норматива, то, по решению собрания собственников, можно продолжить
оплачивать общедомовые траты на электричество и водоснабжение по фактическому
потреблению.

Напомню,
что до 1 июля 2017 года регионы должны актуализировать нормативы, и
корректность их установки будет проверяться органами Жилищного надзора.

Надо
сказать, что это позитивное изменение, ведь именно эта строчка по ОДН
достаточно справедливо вызывала вопросы у многих потребителей, потому что она
не контролировалась и постоянно менялась.

Также
в разделе жилищных услуг платежка по-прежнему будет содержать фиксированную
плату за содержание дома. Оплата за домофон, антенну, шлагбаум включается в
платежку только в случае, если их использование или установка одобрены на общем
собрании собственников.

А как это новшество отразится на платежах?

Во-первых,
платежи станут более предсказуемыми. Во-вторых, по нашим расчетам, общая
квитанция должна снизиться. В Ижевской области, например, стоимость общедомовых
расходов при таком подходе сократилась в 10 раз!

А в целом планируется повышение тарифов на коммунальные
услуги?

На
федеральном уровне создан эффективный механизм защиты граждан от роста тарифа
при помощи установления предельного индекса роста совокупной платы за
коммунальные услуги. Так в первом полугодии 2017 года повышения не будет
совсем, а во втором, в июле, – рост составит в среднем 4% по стране, что ниже
уровня инфляции. Установленный порог в 4% — это некий баланс, направленный на
защиту населения и поддержку развития инфраструктуры.

Кроме
того, сейчас завершается переход на долгосрочное тарифное регулирование:
устанавливается тарифная формула на срок не менее 3 лет, что обеспечивает
гарантию возврата вложенных средств для инвесторов, а для населения – понятную
прогнозируемую динамику изменения тарифов и установку для всех
ресурсоснабжающих компаний целевых показателей повышения качества и надежности
предоставления услуг. Так и в 2014, и в 2015, и в 2016 году тарифы за
жилищно-коммунальные услуги не превышали инфляции. При этом была введена
жесткая и прозрачная процедура "преодоления" ограничений в отдельных
муниципалитетах взамен на новую услугу или инвестиции в качество, при согласии
местных депутатов. То есть если появляется новая услуга, например,
централизованное водоснабжение и водоотведение, которые до сих пор есть не во
всех наших городах, то платежка, конечно, вырастет. Раньше люди просто не платили
за воду и канализацию, а теперь будут.

Много говорилось о планах создать систему прямых договоров
потребителей с ресурсоснабжающими организациями. На какой стадии сейчас
находится данный законопроект? Что мешает его принять?

Исключение
посредников при расчетах потребителей и ресурсоснабжающих организаций, на наш
взгляд, — важнейшее решение, которое непосредственно скажется на повышении
платежной дисциплины. Порядка 40% долгов в сфере ЖКХ сегодня составляет
задолженность управляющих компаний перед поставщиками коммунальных ресурсов. То
есть граждане платят, а до ресурсников средства не доходят.

Мы
считаем, что на счет самой УК должны поступать только деньги за ее услуги:
уборку подъезда, текущий ремонт и так далее. А оплата за воду должна
зачисляться на счета водоканала, за отопление — теплоснабжающей компании.
Прямые расчеты с поставщиками позволят вывести из оборота управляющих компаний
значительный объем не принадлежащих им средств. Как следствие, с рынка уйдут
УК, заинтересованные не в управлении недвижимостью, а в обороте денежных
средств.

Если
говорить глобально, то, когда ресурсоснабжающие организации начнут своевременно
получать весь объем платежей, они смогут и больше средств направлять на
модернизацию сетей, что скажется на росте качества предоставляемых ими услуг.

Здесь
стоит отметить, что для собственников нововведение не потребует дополнительных
действий: ни заключения договора, ни усложнения процедуры оплаты. Одновременно
с переходом на прямые расчеты будет внедрен единый платежный документ, который
соберет все платежи за ЖКХ.

Какие еще изменения в сфере ЖКХ ожидаются, которые, скажем
так, люди "почувствуют"?

Также
с 1 января появились штрафы в пользу потребителя за неправильно выставленную
квитанцию. Теперь, помимо перерасчета, потребителю будет выплачиваться 50% от
суммы превышения. Компенсация будет предоставлена за счет пересчета и
уменьшения размера платы за коммунальные услуги. Для наглядности штраф будет
отражен в платежном документе отдельной строкой.

Несколько
позже вступят в силу изменения, согласно которым будет упрощена процедура
изъятия дома из управления при неоднократном невыполнении управляющей компанией
своих обязанностей. Одновременно с этим планируется упростить процедуру
проведения собрания собственников многоквартирного дома. Мы предлагаем
следующий механизм: одно помещение (то есть одна квартира) — один голос.

Другим
нововведением, которое будет разработано в 2017 году, станет внедрение
стандартов качества управления многоквартирными домами. Здесь мы говорим именно
о качественных показателях работы УК: наличие дистанционных каналов для общения
с потребителями, время реагирования на обращение потребителя, внешний вид
сотрудников и так далее. Введение стандарта поможет повысить уровень сервиса
управляющих компаний, так как его соблюдение будет лицензионным требованием, за
нарушение которого компания будет лишаться права управлять домом, а если таких
домов будет более 15%, то и лицензии.

Не боитесь создать дефицит на рынке УК?

Не
боимся, потому что все больше предпринимателей осознают, что управление жильем
— это прибыльный рынок. Как только освободится ниша, и с рынка уйдут
недобросовестные УК, их место займут другие. А система ГИС ЖКХ даст возможность
компаниям конкурировать за клиента. Кстати, по данным социсследований сегодня
уже 45% населения участвует в принятии решений по управлению своим домом, почти
20% активно пытаются заниматься управлением дома. Тема капитального ремонта
доказала, что собственники могут быть очень инициативными: постоянно растет
доля собственников, выбравших для накопления специальный счет. А это значит,
что граждане готовы брать на себя ответственность в решении такого важно
вопроса.

Вы вспомнили про капремонт. Как обстоят дела в этой сфере?

Как
вы знаете, собираемость взносов на капитальный ремонт растет, по данным на 1
декабря 2016 года, она превысила 83%. В этом году мы рассчитываем, что по
программе капремонта будет отремонтировано порядка 40 тыс. многоквартирных
домов на сумму в 180 млрд рублей. Это колоссальная сумма, которую раньше
никогда не тратили на ремонт домов. Как я уже сказал, программа сделала людей
более инициативными: собственники начали понимать, что ремонт улучшает и
качество жизни в доме, и стоимость их жилья. И сегодня собственники уже хотят
знать: как ускорить проведение работ, как использовать более современные и
энергоэффективные технологии, можно ли взять кредит или, наоборот, приумножить
средства на капремонт за счет размещения на депозите.

Что
касается нововведений, то уже начала действовать норма, согласно которой
средства, собираемые в текущем году, должны быть направлены на ремонт до его
окончания. Невыполнение этой нормы теперь означает прямое нарушение
федерального законодательства.

Как обстоят дела с внедрением новой системы ТБО? Начнет ли
действовать система с 1 января 2017 года?

Она
поэтапно запускается и мы уже видим первые результаты. В четырех регионах (В
Ивановской и Астраханской областях, Камчатском и Краснодарском краях) разыграны
конкурсы и выбраны региональные операторы. Напомню, такие операторы должны
появиться во всех субъектах до мая 2018 года. Предложения об установлении
единого тарифа на вывоз твердых бытовых отходов (ТБО) должны быть направлены в
органы регулирования не позднее 1 июля 2018 года. Завершить переход планируется
к 1 января 2019 года. Новая система позволит стимулировать переработку
образующихся коммунальных отходов, обеспечить контроль их потоков, что
автоматически повысит инвестиционную привлекательность отрасли и улучшит
экологические показатели регионов.

Мы
мониторим процесс запуска и поддерживаем регионы, переход к новой системе
обращения с твердыми коммунальными отходами (ТКО) сопровождается
консультативной и методической поддержкой со стороны Минстроя России.

 «Интерфакс-Недвижимость»

Рейтинг: 
0
Оценок пока нет

Интересно

Совет Федерации одобрил новый порядок проведения публичных слушаний по градостроительным вопросам
Законопроект Минстроя России, предусматривающий совершенствование института публичных слушаний по градостроительным вопросам одобрен Совет Федерации.  На сегодняшний день, перед принятием различных градостроительных решений проводятся публичные слушания, которые предусматривают исключительно собрание граждан. Кроме того, действующая система не предусматривает регистрации участников слушаний, что не позволяет их идентифицировать, в том числе при проведении контрольных мероприятий. Как следствие, выявить объективное мнение большинства граждан п...

Опрос

Есть ли у вас баня?
Да, есть
29%
Нет, но хочу построить
57%
Нет
14%
Всего голосов: 7