www.kruizrock.ru

Тезисы лекции Михаила Меня магистрантам МАРХИ на тему «Развитие храмостроения в России. Образ православного храма: от истории к современности»*

Кардинальная смена пути политического и социально-экономического развития
России в 1990-е годы коренным образом изменила отношение к религии и, как
следствие, к зримым символам веры – православным и католическим храмам,
исламским мечетям, иудейским синагогам и буддистским дацáнам. Сохранившиеся в
своём первоначальном облике или нуждающиеся в реставрации и воссоздании, они
являют многогранную картину истории и культуры нашего Отечества.

История православного храмостроения в нашей
стране охватывает тысячелетний период: от изначальных образоввизантийских
храмов VIII–IX веков к крестóво-купольному храму, затем – к
ступенчато-повышающейся системе арок, псковским и новгородским храмам.Разнообразные
черты архитектуры эпохи XV–XVI веков воплотились в московских храмах: Успенском
и Архангельском соборах Московского Кремля, храм-памятник – церковь Вознесения
в Коломенском воплотил идею единого целого, устремлённого к Небу.

XVII век
принёс новые óбразные решения храмов Москвы и Ярославля, обладавших сложной
объёмно-пространственной композицией,обнесённых галереями и акцентированных
крыльцом.«Нарышкинское барокко» и «Строгановское барокко» являют яркиепримеры
русского церковного зодчества. Особое место в отечественном храмостроении
занимает деревянное зодчество.

XVIII век
привнёс в русское храмостроение формы западной культуры, воплотив их в образах
петербургских храмов, например, собор апостолов Петра и Павла (Петропавловский
собор), архитектор Доменико Трезини, годы строительства 1712–1733.

В этих постройках запечатлён процесс сближения
объёмно-пространственных схем храмов различных конфессий, при этом сохраняются
сложившиеся в Русской православной церкви подходы к организации литургии.
Особенностью храмов Петербурга XVIII века
стало создание приделов в серединесредней части храма. Храм делился на две
части зимой и становился единым летом.В XIX веке, в связи с усовершенствованием системы отопления, необходимость
деления отпала.

XIX век
отмечен влиянием классицизма на общую линию развития храмостроения, затем
многостилье второй половины XIX века
определило интерес к русско-византийской архитектуре, к барочному XVII веку (храм «Спаса на Крови»,
архитектор А.А.Пáрланд, годы постройки 1883-1907г.г.). Неорусский и
неовизантийский стиль, неоклассика сформировали образы храма начала ХХ века.

Таковы стилевые черты творчества таких
архитекторов как:

- К.А. Тон, Храм Христа Спасителя в Москве, годы строительства 1839-1883г.г.,

- Н.В. Султанов, церковь Петра и Павла в Петергофе, год постройки 1904г.,

- А.В. Щусев, храм Марфо-Мариинской обители, год постройки 1912г.,

- В.А. Покровский, Федоровский собор в Царском Селе, годы постройки 1910-1915г.г.
и других мастеров той эпохи.

Прошедшие 25 лет истории Новой России обозначили новый этапхрамостроения
спустя семьдесят лет разрыва отечественной архитектурно-художественной
традиции.

Последнее десятилетие ХХ века и начавшийся XXI век определили достаточно
разнообразную гамму стилевых, вернее, стилистических поисков в православном
храмостроении. Стоявшее изначально условие связи традиций как продолжение
воспроизведения сложившихся в дореволюционный (до 1917 года) период в
Российской Империи образов сегодня все чаще вызывает дискуссии по
вопросамсоотношения традиций и новаторства.

Все отчётливее выявляются проблемы, связанные с проектированием и
строительством православных храмов. Их можно представить в виде двух основных:
каким должен быть храм XXI века и каково соотношение архитектурных и инженерных
составляющих, необходимое для современного храма и характерное для светских
зданий и сооружений, именуемых в архитектурной типологии общественными?

Таким образом, как свидетельствует история, развитие форм архитектуры,
инженерное обеспечение жизнедеятельности и литургическая составляющая жизни
храма пребывают в своего рода движении к созданию нового образа, бережно
хранящего черты традиции.

Современные попытки создания образа
православного храма идут по пути не только бережного сохранения исторических
образов, зримой связи традиций и новых решений, но и кардинальной смены приёмов
формообразования.

Показателен в этом процессе путь конкурсных
поисков.

Так, конкурс «Современный образ
православного храма» 2014 года ставил задачи выявления характера
«собственно православного храма» и предложения именно «современного образа».

Показателен и конкурс на проект
Православного культурного центра в Париже. Проект победителя конкурсаМ.-Н.
Яновского не был принят к реализации.Был осуществлен другой замысел по проекту
французского архитектора Ж.М. Вильмотта – Свято-Троицкий собор Корсунской
епархии и Православный культурный центр на набережной Бранли в Париже.

 

Проект победителя Конкурса – М.Н. Янновского.

 

 

 

Реализованный проект, Ж.М. Вильмотта,
занявший второе место на конкурсе.

 

Проектирование и строительство православных
храмов в современных условиях осуществляется параллельно с созданием различных
типов общественных зданий. Поэтому, естественно, возникают вопросы: каковы
современные возможности архитектурно-конструктивного решения храма? Каков
диапазон применения новых строительных и отделочных материалов, так изменивших
облик гражданских зданий и сооружений? И, конечно же, как решаются вопросы
энергоснабжения, климатизации, водообеспечения, освещения и акустики в процессе
проектирования и строительства храма.

Пример реализации Москвой программы «200
храмов» показывает, что и в условиях сложившегося строительно-технологического
комплекса решение архитектурных и инженерных задач требует особого внимания.

Всего по программе строительства православных храмов в Москве, которая
реализуется в нашей столице с 2011 года, уже построено и действует 32 храма – на
десять больше, чем в конце2015 года. Ещё в восьми храмах завершены
строительно-монтажные работы, а 40 храмов находятся в более ранней стадии
строительства.

При запуске Программы предполагалось, что
большинство храмов будут строиться по типовым проектам, однако жизнь внесла
свои коррективы. Из 80 построенных и строящихся храмов – 49 возведены или
возводятся по индивидуальным проектам. Это соответствует многовековой практике
храмостроительства в первопрестольном граде. Очевидно,
что переход к индивидуальному проектированию требует не только учёта всех
требований архитектурного контекста и функциональных требований, но и
инженерных решений, их обеспечивающих.

Так, изначально установленные характеристики
храмов также были изменены. О чем говорится в докладе Святейшего Патриарха
Кирилла: «Коррективы пришлось также внести в отношении планируемой вместимости
церквей. Освящая один из храмов, я стал свидетелем того, как большая часть
пришедших помолиться людей была вынуждена остаться на улице за неимением места
в храме. Те, кто в храм все же попали, находились в такой тесноте, которая не
способствует сосредоточенной молитве. Оказалось, что храм был спроектирован с
вместимостью в 200 человек. После этого случая я благословил проектировать
новые храмы не менеечем на 500 человек».

Задачи, стоящие сегодня перед архитекторами в
области храмостроения, требуют глубокого знания истории, проведения новых
научных исследований, применения новаций, обеспечивающих энергоэффективное
функционирование зданий, вероятно, использованиеальтернативных источников
энергии, поиска новых возможностей выражения образных средствв архитектуре
храма XXI века.

*В лекции использованы материалы кафедры «Храмовое зодчество» МАРХИ

Рейтинг: 
0
Оценок пока нет

Интересно

План благоустройства объектов по приоритетному проекту перевыполнен на 3%
По предварительным данным, представленным субъектами РФ в Минстрой России по состоянию на 9 января 2018 г., план по благоустройству общественных и дворовых пространств выполнен на 103%. Об этом заявил глава ведомства Михаил Мень 17 января во время Форума малых городов и исторических поселений в г. Коломне. По словам министра, на сегодняшний день завершено благоустройство  22 973 объектов, в том числе дворов, общественных территорий и парков. Таким образом, плановый показатель 22 292 объекта перевыполнен на 3%. На территории 85 регионов зав...

Опрос

Есть ли у вас баня?
Да, есть
29%
Нет, но хочу построить
57%
Нет
14%
Всего голосов: 7